В Оглавление: < ФОТО > < АВТОСТОП > < ПЕСНИ > < ПУТЕШЕСТВИЯ > < СТИХИ > < СКАЗКИ > < РАССКАЗЫ > < РИСУНКИ > < ССЫЛКИ > |
Фото | Автостоп | Песни | Путешествия | Стихи | Сказки | Рассказы | Рисунки | |||||
<< |
О чем молчат горы
|
РАССКАЗЫ
|
>> |
|||||||||
Беловодье Беловодье… Так называли бежавшие на Алтай после
церковной реформы в поисках «свободы и древлего благочестия» старообрядцы места,
где «в Аккеме-реке вода молочно-белая, где Катунь пенит белые воды, где сияют
вечные снега белых белков Белухи»… В одном из таких мест мне посчастливилось
побывать и увидеть старообрядческое село собственными глазами. Я прибыла в Верхний Уймон едва тлеющим
вечером – как в далеко забытом детстве сидя верхом - не снимая рюкзака - на
свежескошенном сене в прицепе «КамАЗа», по-старообрядчески бородатый водитель
которого, отзывчиво притормозивший возле меня за окраиной какой-то
промежуточной деревни на маршруте, просто показал вопросительно-пригласительным
жестом за спину к себе в кузов. Возле музея Н.К. Рериха, посигналив, остановился,
помог перелезть с рюкзаком через борт кузова обратно: - Ну и бедовая ты девка, если сюда
забралась! Вот он – музей. – Показал на дом справа с мемориальным профилем. – И
что вы все сюда ездите? – В голосе сквозило привычное в тех местах предубеждение
в адрес «рерихнутых», посещавших эти места и вообще район Белухи ежегодно многочисленными
группами. Мне нужен был в первую очередь музей
старообрядчества, и лишь потом, интереса ради, я была не против при случае
зайти и в этот. - А где же музей старообрядчества? - Тогда вам нужна Раиса Павловна! Я знала из путеводителя по Алтаю, что осмотр
музея возможен по предварительной договоренности с Раисой Павловной, и даже был
указан ее телефон. Но наверняка мой собеседник знал не только Раису Павловну,
но и местонахождение ее дома. - А где Раиса Павловна? – Бодро отозвалась
я. - В конце деревни справа дом за высоким
забором – там дальше спросите. – Он пожелав всех благ и интересных впечатлений,
забрался в «КамАЗ» и уехал. Я пошла вдоль деревни искать дом Раисы
Павловны. Когда я нашла его, к дому еще вдалеке
подходили люди, и почему-то я правильно почувствовала, что они как раз сюда. Я
обрадовалась такой синхронности – заходить самой без приглашения в чужой дом
вечером и беспокоить незнакомых людей я стеснялась. Меня провели к Раисе
Павловне – невысокой женщине лет пятидесяти. Выслушав, что я приехала из
Белоруссии специально посмотреть музей старообрядчества, хозяйка первым делом забеспокоилась
о моем ночлеге: - И где же Вы будете ночевать, Наденька? Услышав, что я обычно ночую на природе,
разволновалась: - Ну как это так – холодно ведь? Раньше мы у
себя принимали, а теперь делаем в том доме ремонт – пол сняли, сами сейчас
ютимся в этой маленькой кухоньке. А здесь в селе Вас никто к себе не пустит. Как
же Вас разместить? Отозвалась Наташа – невестка Раисы Павловны,
баюкавшая на руках маленького ребенка: - У нас можно переночевать, у нас же есть
место – правда, дом внутри еще не отделан. Меня пригласили в баню, провели затем к
Наташе, пожелали спокойной ночи и договорились на экскурсию по музею на 9:00
завтра. Дом был большой и старинный – но не старообрядческий,
с прозрачно-разноцветными занавесками, жизнерадостно-летними пейзажами в рамках
и разросшимся на весь угол кустом оранжевой китайской розы, оттенявшим эту
атмосферу простора, размеренной деревенской тишины и уюта. Ночью со мной
неизменно пытался пристроиться на одеяле дымчато-песочный кот с голубыми
глазами – и сколько бы раз, обнаружив его присутствие в кровати, я не роняла его
на пол, он настойчиво и ни мало не обиженно влезал заново обратно. Утром Раиса Павловна сама заглянула к нам.
Мы вместе с ней вышли по деревенской улице в сторону музея. Вчера в маленькой
кухоньке Наташа показала мне книги Раисы Павловны – об истории старообрядчества
на Алтае, старообрядческих традициях села, о местных старожилах и их судьбах, о
передававшейся из поколение в поколение народной мудрости и устоях, поговорках,
детских играх и лечебных травах и заговорах... Мы шли, и Раиса Павловна на ходу
рассказывала, как приехали в Уймонскую долину первые поселенцы, и почувствовав
благодатный климат, звали за собой и переселяли свои семьи, своих
родственников. Я поняла, что экскурсия уже началась, и Раиса Павловна
рассказывает мне и то, что не вошло, не вместилось в ее книги, то, что она, быть
может, рассказывает и не всякому: Странного
прими, голодного
накорми, в
печали разговори, человек
тебя не объест, не обопьет – Бог
тебе больше даст; а
если нечем – хлеба дай, а
хлеба нет – кваса дай, а
кваса нету – водой да приветь… |
Мы потихоньку подошли к музею – срубу,
поставленному более 200 лет назад. - Калитки у нас в старообрядческих домах нет:
во двор заходили по сходням. – Проговорив соответствующую случаю – посвященную
сходням – старообрядческую поговорку-присказку, Раиса Павловна перешла по
сходням через забор во двор, пропустив меня вперед себя в дом. - Наденька, осторожно входите: тут низкие
двери. Заходит человек в дом – как бы кланяется, здороваясь с домом. Вот это –
изба со связью: мы сейчас стоим в коридоре – связи, налево – горница, справа –
изба, в ней – русская печь со всей хозяйственной утварью, полати, стол, скамьи
и вот подвешена детская люлька. Я села на скамье спиной к окнам и лицом ко
всей избе, слушая рассказ хранительницы музея. - Раньше детей в семьях было помногу, и
когда они вырастали и заводили собственные семьи, вся большая семья так и жила
в одном доме. Невесток называли по отчеству, ласково – хоть им было по 15-16
лет – в ту пору замуж выдавали рано. Невестки своих деверей маленьких – детей
братьев и сестер – как только они ходить начнут и разговаривать, лет с 3-4,
называли по имени и отчеству. Детей называли по именам ласковым,
уменьшительным. Лаской растили детей, а не любовью. Очень почитали старших –
особенно мать. Детей воспитывали в строгости. Дочери и невестки, прежде чем
пойти по воду, должны были попросить у матери или свекрови позволения – и только
с ним можно было принести воды, а иначе – свекровь могла сказать: «а теперь
пойди – вылей». Так было заведено издревле – сохранялась нить поколений, чтобы
они не разъединялись. Прежде чем выбрать невесту или жениться,
раньше смотрели род на протяжении семи поколений. «Не бери ту, что видел сквозь
двери, а бери ту, что знаешь с колыбели» - так у нас говорят. А еще говорят:
«квашня на день – жена на век». «Мир в семье женой держится». «Женился скоро –
да на долгое горе». «Не с богатством жить – а с человеком». «Лучше хлеб есть с
водой, чем жить со злой женой». «Любовь да совет – на том и стоит свет». «Жена
мужу не прислуга, а подруга». «За хорошей головой жена молодеет, а за плохой –
как земля чернеет». «Как Бог до людей, так и отец до детей». «Материнский гнев
– что весенний снег: много выпадает, да быстро тает». «Дитятко – что тесто: как
замесил, так и выросло». «Кто детям потакает, тот потом слезы проливает». Очень строгие семейные правила были. Долго
присматривались, прежде чем жениться, выбрать супруга. Сор из избы на люди никогда
не выносили – обиды решали внутри семьи; говорили: «пусть сор из избы сгорит
вместе с золой в печи». Если молодую невестку кто-то в доме незаслуженно обидел,
она могла только тихонько прошептать об этом своему супругу – муж выслушает ее
слезы первый раз и утешит: «ничего, любушка моя, потерпи, Бог терпел и нам
велел», если второй раз скажет – муж, уже не объясняя ничего, просто скажет:
«терпи». Самое страшное – это было обидеть мать. Обидеть отца – еще можно
отмолиться, а обидеть мать – ни отмолишься никогда. К матери, к женщине в
старообрядческой семье было самое почтительное уважение. Не дай Бог кто-то в
семье чем-нибудь оскорбил или огорчил мать – все потом по дому ходят тихо,
растерянно, не знают, чем ее утешить, успокоить. Обидишь отца – отмолишься,
обидишь мать – вернутся к тебе эти слезы: кровью плакать будешь – не отмоешься,
не отпросишься. Если тебя обидели - нужно оставаться человеком: даже если
обидели несправедливо, незаслуженно – не мсти, не возвращай злом на обиду, терпи
и прости его, - тому человеку Бог воздаст. А еще больше того – прости того, кто
тебя обидел, и попроси у него прощения, что может ты в чем-то была неправа по
отношению к нему. Мне одна женщина из старообрядцев, от которой
в молодости ушел муж, недавно сказала: «Какая же я была глупая, когда ругала
его, если он что-то не так сделал – вот он меня и бросил. Как же мужчина-то без
ласки не уйдет, если жена все время его ругает, всегда недовольна, как же ему с
ней жить?» И я у своего мужа, если даже он был не прав, сама просила прощения,
ласково с ним обращалась – и он тоже постепенно теплел ко мне, хоть у него и очень
суровый характер был, когда мы женились. …Так неспешно делилась своей душой Раиса
Павловна за столом старообрядческой избушки. Для меня эта беседа была
неисповедимым подарком судьбы, задевшим в душе самые трепещущие струны. Проводила она меня в дорогу присказкой: Дороги-дороженьки, по
вам ходят разные ноженьки; Божья
вода, доброе-то пронеси, а
злое – назад верни. …Я сидела за селом возле журчащего в мелких
камушках ручья среди раскиданных на траве камнях и плакала, пораженная и
завороженная этой дальновидно-мудрой уважительной бережностью к человеку,
сохранявшейся и воспитывавшейся здесь из поколения в поколение. Бережностью,
своими душевными объятиями охранявшей и сберегавшей от распадка в человеке все
самое тонкое, неуловимо хрупкое и бездонное – потаенную свечу доброты и любви… | |||||||||||
<< |
← листать обратно |
листать дальше→ |
>> |
© Все права на тексты стихов, сказок, рассказов и песен автора
принадлежат Надежде Туровской Н. Туровская © 22.06.2006 |